haikpilca

24.09
00:07

Ф. Кафка - великий и ужасный


Рецензия эта в своем роде необычна, так как это рецензия на НЕпрочитанную книгу. Вообще история моих отношений с этой книгой сильно напоминает отношения внутри самого романа. Может быть именно поэтому я ее и излагаю. Я начинал читать «Замок» три раза. В первый раз как случайно попавшую в руки книгу. Во второй раз я уже знал кто такой Кафка и имел кое-какое представление о художественной ценности «Замка». В третий раз я был уверен, что Кафка гений и я должен прочитать хотя бы это произведение… хотя бы для расширения кругозора. Ничего не получилось.Нельзя сказать, что «Замок» оставил меня равнодушным (иначе я бы не писал эту рецензию), мне не было скучно его читать и даже нельзя сказать, что мне не понравилась эта книга – просто во время чтения я испытывал огромный психологический дискомфорт. И тут мы переходим непосредственно к книге и особенностям художественного стиля Кафки. Говорят, что Кафка писал свои книги по мотивам собственных снов. Не знаю насколько это верно, но атмосфера внутри «Замка», и, что самое главное, - логика действия его героев совершенно точно взяты из сна. Все социальные связи, на которые ориентируется человек в «реальном мире» (социальные нормы, коммуникации, социальные роли, статусы и т.д.), в мире «Замка» оказываются зыбкими и расплывчатыми. Невозможно определить социальную структуру «общества Замка», невозможно разделить его на «плохих» и «хороших», «сильных» и «слабых», «высших» и «низших». Единственным абсолютом остается сам Замок, а единственным социальным критерием – приближенность к Замку. Но критерий этот имеет огромную степень неопределенности и изменчивости. Это не означает, что в обществе Замка царит хаос, хотя такое впечатление периодически возникает, на самом деле иерархия всегда есть и поступки героев подчиняются определенной логике – но для читателя (и отчасти – для главного героя) эта логика остается скрытой и в результате невозможно ни оценить последствия происходящего в романе, ни составить варианты дальнейшего развития событий. Все течет и изменяется, как во сне, мотивы поступков героев неясны, последствия этих поступков туманны.Этот «релятивизм» социальной структуры общества Замка (и психологии его обитателей) отражается и в «физическом пространстве». Характерной здесь является сцена, когда главный герой в метель заблудился среди знакомых ему улиц городка (до этого момента я еще дочитал :).Я, лично, просто-напросто устал блуждать среди знакомых (казалось бы) героев, которые в очередной раз оказываются не теми, за кого я их принимал. Они вызывали во мне все возрастающее чувство раздражения. Все эти перемены, подчиняющиеся неведомой мне логике, бесили меня с каждой страницей все больше и больше. Мне не на что опереться в этом романе, мне нечем дышать в нем. PS Зная, чем закончились попытки главного героя попасть в Замок, я знаю, чем закончатся мои попытки прочитать «Замок».


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки